Виктор Михайлович Фролов

Виктор Михайлович Фролов родился в разгар Гражданской войны в Сибири – 16 января 1920 года. На войне геройски погиб его отец, командир бронепоезда Михаил Прокопьевич. В 1927 году не стало мамы, Матрёны Митрофановны, работавшей медсестрой в Исилькульской районной больнице, и 7-летний Витя остался круглой сиротой. Мальчика приютили родственники. Воспитанием его занималась тетя – Александра Митрофановна Святченко.
В Исилькуле Витя рос и учился, тяга к знаниям привела его после окончания школы-семилетки в Омск. Здесь он окончил школу ФЗО и поступил на работу в авиамастерские Гражданского воздушного флота. В 1940 году был призван на службу: на Дальний Восток, в стрелковый полк. Здесь он встретил начало Великой Отечественной войны.

После нападения фашистской Германии на СССР, Япония, несмотря на мирный договор с Советским Союзом, активно помогала Германии. Японцы держали большую армию, готовую в случае перелома в войне в пользу Гитлера ударить по нашей стране с востока. Из-за этого советские части в регионе находились в состоянии постоянной боеготовности. В августе 1945 года СССР после разгрома фашистов в Европе вступил в войну с Японией. Виктор Михайлович Фролов оказался в действующей армии и принял участие в одной из самых сложных операций Советско-Японской войны.

С моря в бой

Выбить японцев с Курильских островов, которыми они владели к тому моменту 40 лет, было сложной задачей. Во-первых, позиции их были хорошо укреплены. Во-вторых, в большинстве своем солдаты японской императорской армии были фанатичны и жаждали умереть в бою. Но задача советским командованием была поставлена четко: зачистить острова от японцев, начав с высадки десанта с моря в северной части острова Шумшу, а второй эшелон – на соседний остров Парамушир.
Силы десанта составляли 8363 человека, 95 орудий, 123 миномета, около 500 пулеметов. Были задействованы 2 сторожевых корабля «Дзержинский» и «Киров», 4 тральщика, 2 катера-тральщика, минный заградитель «Охотск», плавучая батарея, 8 сторожевых катеров, 2 торпедных катера, подводная лодка, 17 транспортных и 16 специальных десантных кораблей, 2 самоходных баржи.
Десант должна была поддерживать 128-я смешанная авиационная дивизия. Прикрывала начало операции артиллерия 130-мм береговых орудий с мыса Лопатка на южной оконечности советской Камчатки. К сожалению, высадка десанта оказалась нелегкой: опыта в этом не было. 17 августа 1945 года корабли с десантом вышли в море из Петропавловска-Камчатского. Ночной поход начался в тумане, поэтому понесли первые потери: одно из судов столкнулось с катером, который затонул.


В 2 часа 38 минут уже 18 августа береговая батарея с Камчатки начала обрабатывать снарядами позиции японцев. Примерно через 2 часа первые десантные суда дошли до берега и зачем-то открыли стрельбу, демаскировав себя и раскрыв японцам место десанта. Высадка была медленной: неопытные капитаны судов высаживали десант на значительном расстоянии от берега, а перегруженные бойцы тонули. Начался обстрел наших солдат подтянувшимися к месту десанта японцами.

Из первой партии десанта до берега добрались всего около 30 человек, многие из них выбросили боезапас в море, чтобы просто доплыть до острова под сильным огнем противника. Среди этих смельчаков был командир отделения 198-го стрелкового полка Виктор Михайлович Фролов. Они остались живы просто чудом – подмога пришла только через час.
На помощь им подоспели уже 1363 человека: морпехи, пулеметчики и минометчики, разведчики, пограничники, саперы и взвод химзащиты. Высадка продолжалась, японцы отчаянно вели стрельбу по судам и периодически попадали в некоторые из них, наши солдаты несли потери, но шли вперед.
К 9 часам утра первый эшелон десанта, собравшись в боеспособное соединение на берегу, начал атаку на суше. Японцы бросали в бой все, что у них было, в том числе легкие танки. Завязались исключительно ожесточенные схватки, доходившие до рукопашных. Многие позиции по несколько раз переходили из рук в руки. Солдаты совершали подвиги – закрывали своими телами амбразуры японских укреплений.
В своей финальной контратаке японские силы бросили в бой все 60 легких танков, которые имелись у них на острове. Герои-десантники подбили 40 из них гранатами и противотанковыми ружьями. В отражении японского удара погибли около 200 наших бойцов.
23 августа 1945 года командующий японскими войсками на Курилах принял условия капитуляции и сдался. В тот же день сложил оружие мощный гарнизон острова Парамушир. Сражение за остров Шумшу стало единственной операцией Советско-Японской войны, в которой наши потеряли убитыми и ранеными больше, чем противник. Всего в боях погибли 416 советских бойцов, а 123 человека пропали без вести (утонули при высадке десанта), 1028 солдат было ранено.
Более 3000 человек, участвовавших в Курильской десантной операции, были награждены орденами и медалями. Позже в память о наших воинах в городах Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске воздвигнут памятники.
2 сентября Япония полностью и безоговорочно капитулировала. СССР по итогам войны получил Курильские острова, южную часть острова Сахалин и знаменитый Порт-Артур (эту русскую базу в Китае Хрущев потом просто «подарит» китайцам).

С Дальнего Востока в Азовский район

В сентябре 1945 года начался процесс демобилизации частей, победивших японцев. Бойцы возвращались домой без торжественных встреч: они давали подписку о неразглашении данных о боях, а понесенные потери при явном превосходстве над врагом у руководства страны вызвали много вопросов к тем, кто руководил войсками. До сих пор на многих документах о той войне лежит гриф секретности.
Виктор Михайлович Фролов был демобилизован осенью 1946 года. Он прибыл в село Сосновку Азовского района Омской области. Здесь проживала его тетя, Александра Митрофановна Святченко, та самая, которая заботилась о нем в детстве.

Семья Александры Митрофановны жила голодно, как и вся страна. В годы войны они работали почти круглосуточно для фронта, для победы. После войны восстанавливали всем миром колхозы и совхозы. В стране действовала карточная система, не хватало продуктов, лекарств, предметов быта. Виктор, приехавший жить в Сосновку, был болен туберкулезом легких: болезнь привез с Дальнего Востока, где сырой климат для сибиряка оказался непереносимым.
Приезд Виктора для семьи стал большим событием. Детей поразили две вещи: наручные часы и настоящий сахар-песок. Девочки Валя и Зина до этого иногда ели сахар, но он был темный, твердый и кусками, а белого и рассыпчатого не видели никогда. Когда дома никого не было, ребятишки отварили картошку, сели на крыльцо и стали поедать невиданное лакомство, макая картофель в сахар. Дело закончилось печально: их желудки просто не приняли такое «блюдо».
Вторая история произошла с часами, которыми Виктор очень дорожил. Перед сном он вешал часы на гвоздик, вбитый в стену у изголовья кровати. Однажды забыл их надеть. Пока Валя была в школе, Зина сняла часы и стала играть с ними, конечно же, уронила и разбила. Скрыть потерю не удалось, и мама здорово наказала дочь.
Виктор Михайлович устроился на работу. Его приняли комбайнером, а потом механиком радиоузла. У Александры Митрофановны на постое жили три девушки, ученицы механизаторов. Среди них была и Татьяна Николаевна Ямщикова, девушка из большой бедной семьи. Однажды Виктор Михайлович в шутку предложил кому-нибудь из девчонок выйти за него замуж. Согласилась Татьяна. Все приняли это за шутку, но оказалось все серьезнее.
Татьяна и Виктор расписались в 1947 году. Александра Митрофановна умудрилась справить им скромную свадебку. Молодые совсем немного прожили у тети Виктора, им выделили небольшое жилье. Вскоре Александру Митрофановну и ее детей забрал в Омск отец мужа Сергей Иванович Святченко. Семья Фроловых осталась в Сосновке.
В 1950 году Виктора Михайловича перевели в село Азово и назначили начальником узла связи. В дальнейшем в семье Фроловых родилось трое детей: Галина, Алексей и Валерий. Все трое, к счастью родителей, росли здоровыми.
В то время медицина была крайне слабой в лечении туберкулеза, и Виктор Михайлович ушел из жизни молодым: ему было всего 48 лет. Но перед этим он успел сделать важное дело: открыл в Азово первую телерадиомастерскую и некоторое время ей руководил. Об инициативе и таланте Фролова тогда даже написали в районке и областной газете «Омская правда».

Осталась от него на память и толстая тетрадь со стихами, написанными на Дальнем Востоке.
Татьяна Николаевна Фролова смогла одна вырастить всех детей. Она прожила долгую жизнь и умерла в 2010 году, окруженная заботой родственников. Род Фроловых разросся и пустил корни на омской земле: сегодня растут уже правнуки Виктора Михайловича. Его сын Алексей Викторович бережно хранит память об отце – участнике боевых действий, живет в Омске, но не забывает и Азово, где прошло его детство.

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: